Фрагмент для ознакомления
2
Началом учений о стрессе в научном мире считается статья Ганса Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», которая была обнародована в 1936 году.
По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.
Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры». К стрессорам относятся изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности), столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных), внутренние процессы в психике человека, социальные условия и так далее.
Таким образом, стресс является состоянием напряжения, которое возникает у человека под влиянием сильных воздействий [3, с.6].
После воздействия стресса некоторые физиологические процессы человека резко снижаются, в результате чего происходит стадия «шока», после чего включаются защитные механизмы, а организм начинает перестройку в сторону стадии «противошока».
Далее начинается стадия повышенной резистентности, во время которой повышаются функциональные возможности организма гораздо выше исходного уровня, однако известны также примеры, когда при воздействии даже самых сильных стрессоров подобная стадия может не наступить [6, с.218].
На следующей стадии истощения происходит резкое снижение защитных механизмов организма, и если воздействие стрессоров не останавливается, вполне вероятен летальный исход.
Со стрессом также напрямую связывают понятие стрессоустойчивости, обозначающее такие человеческие качества, которые позволяют человеку перенести такого плана нагрузке на его психику – как интеллектуальные, эмоциональные или волевые [2, с.163].
Если стресс – это естественная реакция организма на всевозможные внешние раздражители, то стрессоустойчивость является способностью человека не просто преодолеть сложности или контролировать свои эмоции, но и адекватно понимать настроение других людей, уметь проявлять выдержку и тактичность [3, с.8].
Стрессоустойчивость в качестве научного понятия определяется в качестве сочетания личных качеств человека, позволяющих легче перенести наиболее ощутимые эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обусловлены особенностями его профессиональной деятельности без учета последствий, как для окружающих, так и для его собственного здоровья [2, с.8]. стресс стрессоустойчивость копинг спорт
В научном мире изучением стресса и стрессоустойчивости занимались такие исследователи как Б. Варданян, Л. Гиссен, П. Зильберман, В. Марищук, В. Мерлин и др.
Например, Б. Варданян определяет стрессоустойчивость в качестве особого взаимодействия всех слагаемых психической деятельности человека, в том числе эмоциональных.
Ученый считает, что стрессоустойчивость «...более конкретно определяется как свойство личности, которое обеспечивает гармоническое взаимоотношение между всеми компонентами психической деятельности относительно эмоциогенной ситуации, а потому содействует наиболее успешному выполнению деятельности» [9, с.24].
На одной из важных сторон понятия стрессоустойчивости заостряет внимание ученый П. Зильберман, утверждая о том, что это может быть нецелесообразным явлением, которое характеризует отсутствие адекватности в отражении изменившейся ситуации, а потому свидетельствует о недостаточной гибкости человека.
В качестве альтернативы исследователь предлагает свою и, по мнению автора данной работы, наиболее удачную трактовку стрессоустойчивости. Так П. Зильберман пишет, что стрессоустойчивость является «..интегративным свойством личности, которое характеризуется взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных слагаемых психической деятельности индивидуума, обеспечивающим оптимальное и успешное достижение цели в сложных и эмотивных условиях» [9, с.138].
Е.А. Милерян объясняет стрессоустойчивость с одной стороны, невосприимчивостью психики к эмоциогенным факторам, которые оказывают на нее отрицательное влияние, с другой – способностью взять под контроль возникающие астенические эмоции, следствием чего и становится обеспечение успешного выполнения необходимых действий [10, с.56].
В.М. Писаренко подразумевает под стрессоустойчивостью «…способность ответить на напряженные ситуации изменением эмоционального состояния, приводящим не к снижению, а, наоборот, к повышению работоспособности». По мнению данного автора, стрессоустойчивости сопутствует высокая степень автоматизации [3, с.12].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, подобный феномен (качество, черта, свойство) можно рассматривать исходя из функциональных позиций, в качестве характеристики, которая влияет на уровень продуктивности (успешности) деятельности.
Глава 1. Теоретический анализ копинг-стратегий
в стрессовых ситуациях спортсменов
1.1. Подходы к копинг-поведению в стрессовой ситуации
в научных исследованиях
Исходя из теории стрессоустойчивости (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский), всех людей можно подразделить на четыре основных группы.
К первой группе относят таких людей, которые наиболее подвержены негативному воздействию со стороны внешних факторов. Их особенностью является то, что они не склонны менять свое поведение и не готовы адаптироваться к окружающим реалиям.
Ко второй группе относят людей, внутренне готовых к переменам, однако к переменам не кардинальным, а спокойным. Подобная категория воспринимать трансформацию исключительно постепенную, происходящую шаг за шагом. Радикальные же перемены могут повергнуть их в замешательство, и, как следствие, привести к депрессии и нервным срывам.
Третий тип составляют люди достаточно принципиальные относительно своих убеждений, а потому проявляющие лояльность происходящим внешним изменениям. Именно эта группа людей более согласна на стремительные перемены, чем на ожидание постепенной трансформации. Однако особенностью представителей данной группы является факт того, что в случае постоянных стрессов в их жизни, их быстро иссякают. Вследствие этого у них происходит снижение уровня силы духа, уровня самообладания, возникают негативные эмоции, что приводит к нервным срывам.
К четвертой категории относят людей, которых, по большому счету, и можно назвать стрессоустойчивыми. Данные личности стойко выдерживают все негативные воздействия со стороны окружающего мира, а их психика наиболее защищена от воздействия разрушающих ситуаций.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать о том, что понятие стрессоустойчивости определяется как самооценка способностей и возможностей по преодолению экстремальных ситуаций, которые связаны с ресурсом личностей или уровнем потенциала их структурно-функциональных характеристик. От чего и зависят показатели общих видов жизнедеятельности, а также специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
В спорте понятие стрессоустойчивости является такой эмоциональной устойчивостью, под которой большинство ученых подразумевают человеческие качества или свойства, обеспечивающие высокий уровень продуктивности в условиях напряженной деятельности.
Так, ученая О. Карпова в своем исследовании «Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса» называет стрессоустойчивость результатом адаптационного развития, благодаря чему организм приобретает качество адаптации в виде устойчивости к влиянию стрессов и тренированность [3].
Современные ученые, такие как В. Марищук и К. Платонов обозначают три основных направления в исследованиях понятия стрессоустойчивости спортсменов, такие как традиционно-аналитическое, системно-регулятивное и системно-структурное [4, с. 45].
1. Традиционно-аналитическая группа основана на разделении психики исходя из признака ее качественного своеобразия процессы познавательности, эмоциональности и воли.
2. Системно-регулятивная группа подразумевает разделение психических процессов исходя из их непосредственной функции в регулировании деятельности человека. Психические процессы исследуются в качестве функциональных звеньев, которые и образуют систему психического регулирования деятельности.